Образование

а) Реализуемые образовательные программы, в том числе реализуемые адаптированные образовательные программы, с указанием в отношении каждой образовательной программы:

Образовательная деятельность осуществляется на основании:

Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка»


Для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана:

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи


Для детей с задержкой психического развития разработана:

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития


Для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата разработана:

Адаптированная основная образовательная программа детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата


Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими парциальными программами:

-Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" (И.А.Кузьмин)

-Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента "Традиции чувашского края" (Л.Б.Соловей)

-Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет "Загадки родной природы" (Т.В. Мурашкина)

-Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе "Рассказы солнечного края" (Е.И. Николаева )

-Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет "Узоры чувашской земли" (Л.Г.Васильева)

-Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания "Родники здоровья" (И.В.Махалова)

-Программа образования ребенка -дошкольника, автор-составитель Л.В. Кузнецова -Чебоксары: "Чувашский республиканский институт образования", 2006. - 292с.

Формы обучения: очная

Нормативные сроки обучения: с 2 до 8 лет

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественно, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии): не предусмотрено

Языки, на котором(ых) осуществляется образование (обучение):

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляется в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике" (статья 5)
Закон Чувашской Республики от 25.11.2003 года №36 "О языках в Чувашской Республике" (статьи 2, 7)

Государственная итоговая аттестация  обучающихся не проводится

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренных соответствующей образовательной программой: не предусмотрено

Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой: не предусмотрено

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: не предусмотрено

б) Описание образовательных программ с приложением образовательных программ:

     1. ОП ДО ориентирована на воспитанников от 1 года до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ, которые не имеют серьезных нарушений в развитии и которым не показано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.

ОП ДО разработана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028. Обязательная часть содержания ОП ДО представлена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.

При реализации ОП ДО ключевым фактором является взаимодействие МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи.

Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.).

Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

МБДОУ предлагает родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка»

     2. АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) в комбинированных группах МБДОУ  «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на основе «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа является документом, в соответствии с которым ДОУ, осуществляет образовательную деятельность для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):

Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные  ДОУ АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, являются не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов АОП.

Программа раскрывается через представление образовательного процесса и  возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. АОП адаптирована  для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Целевой раздел АОП включает планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел АОП включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

АОП ДО определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

-восприятие художественной литературы и фольклора,

-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материала

-изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел  АОП включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.

Программа коррекционно-развивающей работы:

1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

АОП ДО обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

4. Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и региональных народных праздников, памятных дат ДОУ.

5. Программа также содержит критерии по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, оценивания качества созданных условий внутри образовательного процесса в ДОУ.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи


3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.  Программа  обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа разработана  на основе следующих, используемых в образовательной деятельности программ:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.,

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» СП-Б., 2010 г. под редакцией доктора педагогических наук Л.Б. Баряевой.

 «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», программа (под ред. С.Г.Шевченко).

В программе описаны особенности взаимодействия педагогов с родителями, направленные на повышение педагогической культуры родителей с целью активизации  родителей в воспитании и обучении ребенка, выработке  единого и адекватного  понимания проблем ребенка, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Содержание направлений работы с семьёй фиксируется в АООП в пяти образовательных областях, так и отдельным разделом, в котором раскрываются  направления работы дошкольной образовательной организации с родителями.


Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития


Учебный план: не предусмотрено


Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы: не предусмотрено


Календарный учебный график: не предусмотрено


в) о численности обучающихся, в том числе:


  • об общей численности обучающихся: 305
  • о численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами): 305
  • о численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами): 305
  • о численности обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами): 120

Общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы:


- Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Веселые пружинки»

- Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселый язычок»

- Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Английский для дошколят "KIDENG"

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности):


Лицензия на право ведения образовательной деятельности